Аттестация

Сочинение

Основной срок написания итогового сочинения в новом учебном году —      2 декабря 2020 года.

Дополнительные сроки — 3 февраля и 5 мая 2021 года.

Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации.

Оценивается оно по системе «зачёт»/«незачёт». Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения.

Новые направления тем итогового сочинения в выпускных классах в 2020/21 учебном году.

  • Забвению не подлежит (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности);
  • Я и другие (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»);
  • Между прошлым и будущим: портрет моего поколения (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом);
  • Время перемен (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством);
  • Разговор с собой (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания.

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2020/21 учебного года от ФИПИ.

  1. Забвению не подлежит

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах.

Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

  1. Я и другие

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

  1. Время перемен

В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.

  1. Разговор с собой

Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни.

Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.

  1. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире.

О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

Критерии оценки

  • Рекомендуемый объем — 350 слов. Сочинения короче 250 слов не проверяются!
  • Самостоятельность в написании. За списывание автоматом ставится незачет, и никаких пересдач.
  • Соответствие теме. В эссе должен быть дан ответ на вопрос из задания.
  • Аргументация. Подтверждать свои мысли нужно примерами из литературы — неважно, русской или зарубежной, классики или современной. К слову, на Библию ссылаться можно, а вот на частушки и поговорки — нет.
  • Композиция и логика рассуждения. Каждую мысль надо подкрепить примерами.
  • Качество письменной речи. Отсутствие речевых ошибок и разнообразие лексики.
  • Грамотность. На 100 слов должно быть не больше пяти ошибок (грамматических, орфографических и пунктуационных).

Как проходит экзамен

На написание итогового сочинения 2020-2021 отводится 3 часа 55 минут. Сами темы становятся известны прямо на экзамене. Они довольно общие. Например, тема из направления «Между прошлым и будущим» может звучать так: «Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?».

Оценка ставится по системе зачет-незачет. Те, кто получил незачет, к ЕГЭ не допускаются. Правда, для таких будет ещё несколько попыток — в феврале и в мае.

На что обратить внимание

Большинство выпускников получает за итоговое сочинение зачёт. Эксперты говорят: » Часто школьники расширяют содержание эссе до уровня всего направления и размышляют, например, о войне и мире без привязки к заявленной теме. Проблемы возникают, если школьники не знают смысл понятий в теме — например, не до конца понимают, что такое «бесчестье».

Пересдача итогового сочинения

Все ученики 11-х классов пишут итоговое сочинение. Оно необходимо для допуска к ЕГЭ летом: чтобы получить этот допуск, достаточно написать эссе на «тройку». Тем, кто не справился с этой задачей, дается ещё две попытки пересдачи итогового сочинения


Памятка о  порядке проведения итогового сочинения (изложения)              (для ознакомления обучающихся и их родителей (законных представителей) под подпись)


Письмо Рособонадзора  № 05-86 от 24.09.2020 года об уточненных редакциях методических документов

Приложение № 1 Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2020-2021 учебном году.

Приложение № 2  Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2020-2021 учебном году

Приложение № 3  Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)

 

ШКОЛА

Быть может, есть на свете краше
И двор, и сад, и яблонь цвет,
Но только лучше школы нашей
Для нас и не было, и нет!

подробнее

ЖИЗНЬ ШКОЛЫ

В новый класс, как в новый город
Мы приходим каждый год,
Племя юных фантазеров,
Непоседливый народ.

подробнее

НАШИ УЧИТЕЛЯ

Учитель-наставник, наш капитан,
Нам помогает постичь океан
Истинных правил, важных наук.
Он – наш лучший друг.

подробнее